CompTIA MCDST Суббота, 18.05.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Процессоры [5]
Память [1]
Разное [6]
Накопители [9]
Видео и мониторы [3]
Принтеры [2]
Сканеры [1]
Связь [1]

Начало » Статьи » Видео и мониторы

TFT-мониторы продолжают… И выигрывают
Зрение надо беречь. Об этом в свое время всем нам говорили бабушки, дедушки, мамы, папы, добрые врачи-офтальмологи и другие благожелатели. А очкариков в школе беспощадно дразнили до смерти. Тем не менее, с возрастом многие пользователи ЭВМ, тяжело вздыхая, одевают очки. Или контактные линзы. И что самое смешное - все прекрасно знают о вредном влиянии монитора на зрение, но готовы при этом сэкономить на его стоимости - например, для того чтобы приобрести более продвинутую модель видеокарты.

Конечно, никто не станет спорить - от хорошей видеокарты зависит многое. Но приобрести хорошую дорогую видеокарту и подключить ее к слабенькому монитору - согласитесь, решение не из лучших. Тем более если вы проводите перед экраном 8-12 часов рабочего времени. Поэтому, приступая к выбору монитора, приходиться хорошенько подумать не только над тем, какую модель выбрать, но и над тем, что предпочесть - привычный CRT-монитор или более современный плоский TFT.

Проще всего было бы броситься в крайность и начать расхваливать плоские панели - чем, собственно, и занимается большинство разработчиков. Разумеется, на первый взгляд видна масса несомненных преимуществ: малые габариты, невысокое энергопотребление, отсутствие вредных излучений, "статичное" изображение (нет постоянной построчной развертки - соответственно, глаза не напрягаются и устают меньше), постоянно снижающаяся цена и т.д.

Тем не менее, однозначную рекомендацию для всех случаев дать попросту невозможно, поскольку у каждой из разновидностей мониторов есть свои "плюсы" и "минусы", зачастую кардинально влияющие на окончательный выбор. Например, если речь идет о работе с офисными пакетами или о разработке программ, то вполне можно склониться к выбору TFT-монитора: вредное влияние на глаза у этих мониторов минимально, а вот качество отображения вполне приемлемо. Но попробуйте предложить плоскую панель дизайнеру, верстальщику или геймеру! Конечно, есть модели, которые могут обеспечить качественную цветопередачу - но когда речь заходит об их стоимости… Или, к примеру, время отклика матрицы допускает возможность запуска современных игр, но в этом случае неминуемо страдает цветопередача.

Поэтому перед тем, как начинать хвалить или ругать плоские панели, посмотрим, что предлагают разработчики на сегодняшний день в этом секторе рынка. И заодно, освежим в памяти технологии, благодаря которым мы имеем возможность пользоваться таким полезным устройством, как плоский сверхтонкий экран "компьютерного телевизора".

Первый взгляд

Начнем с самого простого - с терминологии. С обычными мониторами все просто: их именуют CRT- или ЭЛТ-мониторами. Первая аббревиатура характеризует собственно базовое устройство, которое и положено в основу этой разновидности мониторов - Cathode Ray Tube (катодно-лучевая трубка). Этот электровакуумный прибор фактически есть не что иное, как последняя разновидность радиолампы, дожившая до наших дней, в компьютерной сфере (если не считать всякого рода музыкальных усилителей класса Hi-End, встроенных в одну из материнских плат). Собственно, прямой перевод термина не очень популярен среди русскоязычных специалистов, поэтому у нас чаще применяется другая аббревиатура - электронно-лучевая трубка (ЭЛТ).

Принцип действия этого прибора несложен: электронная пушка, испускающая поток электронов (он же - "луч развертки", хоть это и не совсем научный термин), формирует изображение путем зажигания специального состава (люминофора), которым покрыта внутренняя поверхность экрана. Поток электронов на своем пути к экрану управляется специальной отклоняющей системой (по вертикали и горизонтали), а яркость (интенсивность) свечения зависит от модулятора, работающего по принципу разности потенциалов (примитивнее всего было бы сказать, что, если на модулятор подать положительный потенциал, то все электроны "прилипнут" к нему, и луч прервется). Собственно, видимое изображение и образуют светящиеся точки люминофора.

Такой принцип применялся в черно-белых (иногда - в черно-зеленых, а правильнее - в монохромных) мониторах. В цветных мониторах (и телевизорах, впрочем, тоже) применяются три пушки (RGB, "красный-зеленый-синий") и специальный люминофор. Соответственно, каждая пушка "зажигает" точку своего цвета.
Конечно, на самом деле все гораздо сложнее, но самое главное - это тот факт, что сделать ЭЛТ плоской ну никак нельзя. Во всех смыслах - как с точки зрения длины (горловина, в которой размещены пушки, плюс отклоняющая система, надетая на нее), так и с точки зрения "плоскости" экрана. По законам физики изображение рисуется либо на поверхности шара большого диаметра, либо (в последнее время) на поверхности цилиндра. Так что на самом деле экран современного монитора не идеально плоский, что и обуславливает наличие искажений. Для их компенсации используются разнообразные ухищрения, зачастую являющиеся ноу-хау производителя (например, Sony Trinitron или DynaFlat от Samsung).

Помимо всего прочего, современные кинескопы просто нафаршированы всякого рода защитами от вредоносных излучений, фактически сводящих "на нет" негативное воздействие на организм пользователя. Но мы не будем углубляться в дебри разбора технологий, применяемых в современных ЭЛТ, а перейдем к принципиально другому типу мониторов - LCD.

Итак, LCD или ЖКИ (Liquid Crystal Display, ЖидкоКристаллические Индикаторы) вы можете видеть где угодно. В наручных часах, калькуляторах, мобильных телефонах и… мониторах. В основу формирования изображения положен принцип прохождения светового потока через жидкости, которые обладают анизотропией свойств (в частности, оптических), связанных с упорядоченностью в ориентации молекул. К сожалению, объем свободного места на страницах нашего издания не позволяет углубиться в подробности, поэтому за основу основ возьмем простейшее (хотя и несколько неточное) объяснение принципа создания индикаторов на жидких кристаллах.

Собственно, сам слой жидких кристаллов помещается между двумя стеклянными пластинами, пронизанными прозрачными электродами и снабженными особыми поляризационными фильтрами. В зависимости от подачи управляющего потенциала изменяется вектор поляризации - и изображение становиться видимым. Современные технологии допускают управление элементами особо мелких размеров, позволяющих рисовать изображения повышенной "разрядности".

Вообще-то, первые монохромные LCD-мониторы применялись в ноутбуках - относительно невысокая разрешающая способность (а в самых первых моделях - еще и без градаций яркости) позволяла создавать контрастные графические объекты, пригодные для работы с ОС, обладающими графическим же интерфейсом.

Впоследствии были разработаны технологии управления яркостью отдельных элементов и даже созданием цветных картинок. Тем не менее, ни о каком выводе динамических изображений и речи не шло, поскольку скорость изменения прозрачности кристаллов не позволяет правильно отображать движущиеся объекты.
Для борьбы с этими проблемами предпринималась масса попыток разработать технологии, призванные улучшить качество изображения, и получить действительно качественный результат при относительно невысокой цене готового изделия. Но по-настоящему к решению поставленной задачи удалось подойти лишь с появлением технологии TFT.

Thin Film Transistor (TFT, тонкопленочный транзистор), есть не что иное, как обычный транзистор, но очень тонкий (толщина от 1/10 до 1/100 микрона). В одиночку такие транзисторы, разумеется, не изготавливаются - речь идет о создании "пленки", на которой расположена матрица из таких устройств: для создания трехцветной матрицы размером 800x600 пикселей понадобится "всего" 1440000 отдельных транзисторов.
Нетрудно догадаться, что изготовление такой матрицы - задача технологически очень сложная. Прежде всего, из-за того что какое-то количество транзисторов неминуемо окажется негодным и готовая пленка будет забракована. Количество выхода годных изделий очень невысоко и зависит о того, какой процент неработающих транзисторов компания-производитель считает критичным для изделия в целом.

Разработка этой технологии позволила создать не только сверхтонкие панели, но и вплотную заняться моментами, которые раньше не затрагивались: временем отклика матрицы, контрастностью и яркостью изображения, а также собственно экранным разрешением.

О последнем пункте стоит упомянуть особо. Для ЭЛТ-мониторов установка и отображение картинки с разным разрешением - задача тривиальная. Чего не скажешь о жидкокристаллических мониторах. Фиксированное количество активных элементов изображения позволяет установить только одно, "родное" (native) разрешение экрана. Это не значит, что его нельзя изменить - если указанный параметр 1024x768 точек, вы вполне можете установить и 800x600. Но качественную картинку можно будет получить только при выборе 1024x768. Почему так?

Да очень просто - уменьшенное изображение может формироваться двумя способами: "centering" (центрирование) или "expansion" (растяжение). При центрировании изображение будет размещено в центре экрана и имеет при этом меньший размер. Фактически вы увидите только используемые пиксели, окруженные черной рамкой. При использовании растяжения изображение занимает весь экран. При этом возникают небольшие искажения, ухудшается резкость. Так что оба метода не представляют никакого интереса, ввиду того что качество изображения неизбежно ухудшится.

Отсюда вывод - выбирая монитор, выбирайте модель с поддержкой именно того native-разрешения, которое вам нужно.
Кстати, TFT-панели - не единственная технология производства плоских мониторов. Существуют и другие: PDP (Plasma Display Panels), или просто "plasma", и FED (Field Emission Display). В качестве одной из особо новых стоит упомянуть LEP (Light Emission Plastics) - в основе этой перспективной технологии заложено построение экранов на основе светящихся пластиков. Правда, до коммерческого применения еще далеко…

Итоги подведем…

Сразу стоит отметить, что тестирование устройств отображения информации - процесс, построенный исключительно на субъективном восприятии реальности. Поэтому каждый выбирает то, что ему больше нравится,- тем более что даже цветовая гамма каждым воспринимается строго индивидуально.

Для того чтобы исключить фактор неадекватного отражения информации, мы привлекли для оценки мониторов большое количество лиц - достаточно сказать, что число участников превышало полтора десятка. Кроме того, для устранения влияния побочных факторов все мониторы были включены в разветвитель, изображение выводилось одновременно, все параметры настроек яркости и контрастности были установлены на 50%, а в качестве эталонного использовался 17-дюймовый ЭЛТ-монитор. Все мониторы, участвовавшие в тестировании, обладают схожими характеристиками - разрешение экрана "native" 1280x1024, количество цветов - 16,2 млн. (High Color).

Большинство параметров оценивалось по пятибалльной системе - причем за чистую "пятерку" принималось качество изображения, идентичное изображению, полученному на ЭЛТ-мониторе. Не последнее место занимала и оценка внешнего вида "подопытных". Все-таки любоваться на это устройство приходится регулярно - да и не секрет, что дизайн устройства зачастую существенно влияет на вероятность его приобретения.

Итак, по единодушному мнению участников тестирования первое место занял монитор Samsung SyncMaster 172X - причем как по дизайну, так и по функциональным возможностям. Эта модель вполне заслуженно получает титул "Выбор редакции". Второе место - после долгих колебаний между BenQ FP791 и Hansol H750 - было все же отдано модели от Hansol с одновременным присвоением ей звания "Для дома, для семьи". Что вовсе не значит, что BenQ FP791 проиграл по качеству или дизайну - напротив, было принято решение вынести эту модель в отдельную категорию с присвоением звания "Лучшая покупка", поскольку таким обилием дополнительных возможностей не смогла похвастаться ни одна модель. Третье место по праву получил монитор SONY SDM-HS73 - вместе с отличительным знаком "Эксклюзивный дизайн". На последнем месте оказался монитор NEC MultiSync LCD 1760NX - к сожалению, эта модель не смогла проявить себя ни в области качества изображения, ни с точки зрения дизайна.
Тем не менее, "проигравшие" модели вполне достойны того, чтобы занять свое место в офисе или дома - там, где требуется работа с офисными пакетами, особых мощностей не надо.
Ну а окончательный выбор - как всегда, за вами.

Заключительное слово

Отрадно наблюдать картину все больших достижений в области научно-технического прогресса - в частности, в сегменте устройств для отображения информации. Замечательно, что громоздкие и объемные "монстры" уходят в прошлое, а практически невесомые плоские панели отвоевывают все новые и новые позиции.

Разумеется, пока еще не во всех областях возможно применение этих произведений искусства, но если пару-тройку лет назад плоский монитор рассматривался исключительно как интересная технологическая новинка, то сегодняшний уровень таких мониторов позволяет рассматривать их как вполне боеспособную альтернативу ЭЛТ-мониторам.
Конечно, главным сдерживающим фактором остается цена, но и здесь наблюдается значительный прогресс - падение стоимости плоских панелей заставляет задуматься над выбором. Думается, что через относительно небольшой промежуток времени сочетание "цена-качество" заставит рассматривать обычные мониторы, в лучшем случае, как ископаемое животное доисторических времен…

Категория: Видео и мониторы | Добавил: Admin (22.02.2007)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 0.0

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2007Сайт управляется системой uCoz